Для использования электронного конструктора рефлексивного развития необходимо выполнить ряд шагов:
1) ознакомиться с инструкцией-описанием методических приемов рефлексивного развития;
2) записать полученную формулу урока при тематическом планировании.
Для того, чтобы записать «формулу» урока рефлексивно-гуманистической среды обучения необходимо, используя материалы таблицы, создать запись по следующей последовательности:
номер этапа урока / номер приема, в скобках указать время, отведенное на тот или иной этап
Пример формулы к уроку к теме «Понятие компьютерной публикации. Программные средства для создания публикаций» (9 класс) может иметь следующий вид:
I - 2 (5 мин), II - 12 (5 мин), III - 13 (10 мин), IV - 14 (6 мин), V - 7 (5 мин)
№ и название приёма
|
І этап
|
ІІ этап
|
III етап
|
IV этап
|
V этап
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас».
Таблица 2. Систематизация приёмов развития рефлексии согласно видам рефлексивности
Название метода
|
Уровень сложности
(1–3)
|
Виды рефлексии
| |||
1
Кооперативная рефлексия
|
2
Коммуникативная рефлексия
|
3
Личностная рефлексия
|
4
Интеллектуальная рефлексия
| ||
«Все у меня в руках!»
|
2
|
+
| |||
«Взаимоконтроль»
|
1
|
+
|
+
| ||
«Вопросник»
|
1
|
+
| |||
Выставка плаката
|
2
|
+
| |||
Все у меня в руках!
|
3
|
+
|
+
| ||
Видео-репортаж
|
3
|
+
| |||
Групповой обмен впечатлениями
|
2
|
+
|
+
| ||
Голодный или сытый
|
1
|
+
|
+
| ||
«Дерево настроения»
|
1
|
+
| |||
Дорожный знак
|
2
|
+
| |||
Зарядка «Дюжина вопросов»
|
1
|
+
|
+
| ||
«Если бы я был…»
|
1
|
+
| |||
«Заверши фразу»
|
1
|
+
|
+
| ||
«Зарядка»
|
1
|
+
| |||
«Заключительная дискуссия»
|
2
|
+
| |||
Звезда сбывшихся ожиданий
|
2
|
+
|
+
| ||
Итоговый круг
|
1
|
+
|
+
| ||
Картина по кругу
|
2
|
+
|
+
| ||
«Ключевое слово»
|
1
|
+
|
+
| ||
«Комплимент»
|
1
|
+
|
+
| ||
Коллективное письмо
|
2
|
+
|
+
| ||
Лотерея плюс-минус
|
2
|
+
|
+
| ||
Луковица и монополия
|
2
|
+
|
+
| ||
«Мини-сочинение»
|
1
|
+
|
+
| ||
«Мухомор»
|
2
|
+
| |||
«Острова»
|
2
|
+
| |||
Облако и солнце
|
2
|
+
|
+
| ||
Палитра
|
2
|
+
|
+
| ||
«Рефлексивный круг»
|
1
|
+
|
+
| ||
«Рефлексивная мишень»
|
2
|
+
|
+
| ||
«Рефлексивный ринг»
|
2
|
+
|
+
| ||
«Рефлексивное слушание»
|
1
|
+
|
+
|
+
| |
«Ресторан»
|
1
|
+
| |||
Рынок мнений
|
1
|
+
|
+
| ||
Слово-импульс
|
2
|
+
|
+
| ||
«Телеграмма»
|
1
|
+
| |||
«Таблица готовности»
|
2
|
+
| |||
Термометр настроения
|
2
|
+
|
+
| ||
Температура + совет
|
2
|
+
|
+
| ||
«Футбольное поле»
|
2
|
+
|
+
| ||
«Цепочка желаний»
|
1
|
+
|
+
| ||
«Цветные фигуры»
|
2
|
+
| |||
«Чемодан, корзина, мясорубка»
|
2
|
+
| |||
Что я хочу узнать?
|
1
|
+
|
+
| ||
Эльфы, волшебники и великаны
|
2
|
+
|
+
| ||
Эмоция по кругу
|
1
|
+
|
+
| ||
Язык телодвижений
|
1
|
+
|
+
| ||
Walk the line
|
2
|
+
|
+
|
Использованные источники: Л. С. Кожуховская, И. В. Позняк. Рефлексивные техники, методы и приемы © «Народная асвета», 2009, №4 http://www.n-asveta.com/dadatki/kozuhovskaya.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий