Рефлексивное слушание

Умение внимательно, активно слушать является базовым для процесса общения и, в частности, для педагогического общения. И перцептивная, и коммуникативная, и интерактивная стороны общения могут реализовываться только при соответствующем умении слушать партнера. Слушание может быть нерефлексивным и рефлексивным.
Нерефлексивное слушание – это активное молчание, требующее большого физического и психологического внимания. Техника нерефлексивного слушания выражается:
􀂈 в «буферных» фразах типа: «Что-то беспокоит?», «Что-то случилось?», «Вы чем-то встревожены?», «У вас произошло что-то радостное?»;
􀂈 в стимулирующих фразах, подчеркивающих внимание: «Да?», «Продолжайте, продолжайте. Это интересно», «Надо же!», «Понимаю», «Приятно это слышать» и т. д.;
􀂈 в невербальных средствах, выражающих заинтересованность: утвердительный наклон головы, открытая поза, соответствующая мимика.
Все варианты ответов в технике нерефлексивного слушания должны быть нейтральными, ободряющими и открывающими.
Рефлексивное слушание – активное слушание, объективная обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. Слушать рефлексивно – это значит расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение.
Техники рефлексивного слушания:
Выяснение – состоит в деятельности по уточнению смысла каких-либо высказываний либо всего сообщения в целом. Это позволяет получить дополнительную информацию по неясным вопросам, совершенствовать первоначальное сообщение, т. к. показывает автору, что он выражает свои мысли неточно. Типовыми фразами и вопросами являются: «Уточните, пожалуйста, что Вы имеете в виду», «Повторите, пожалуйста, эту часть», «Я не понял», «Не объясните ли Вы это еще раз?»
Перефразирование – формулирование той же мысли другими словами. В данном случае слушающий для проверки понимания смысла и идеи сообщения пытается выразить мысль автора, используя свои слова, термины, выражения. Это позволяет получить подтверждение правильности понимания и дает возможность автору внести коррективы в сообщение. Типовыми словами являются: «Правильно ли я понял, что…», «Как я понял Вас…», «По Вашему мнению…», «Другими словами, Вы говорите…», «Вы считаете, что…»
Отражение чувств состоит в адекватном восприятии и озвучивании слушающим чувств, эмоционального состояния говорящего. Диалог зависит не столько от содержания информации, сколько от чувств, установок, эмоциональной реакции. Для рефлексивного отражения чувств можно использовать следующие фразы: «Мне кажется, что Вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены…», «Мне знакомы Ваши ощущения…», «Я чувствую, что Вы…»
Обобщение – подведение итога, смысла сообщенного говорящим. Обобщение помогает соединить фрагменты беседы в единое смысловое целое. Это помогает слушающему убедиться в правильности и точности понимания, а говорящему оценить, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Типовыми формулировками могут быть следующие: «Основными выводами, с Вашей точки зрения, являются…», «Можно ли сказать, что смысл Вашей речи состоит…», «Если подытожить сказанное Вами, то…», «Правильно ли я понял, что Вашими основными идеями являются…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий