Умение
внимательно, активно слушать является базовым для процесса общения
и, в частности, для педагогического общения. И перцептивная, и коммуникативная,
и интерактивная стороны общения могут реализовываться только
при соответствующем умении слушать партнера. Слушание может быть нерефлексивным
и рефлексивным.
Нерефлексивное слушание – это активное молчание, требующее большого
физического и психологического внимания. Техника нерефлексивного
слушания выражается:
в «буферных» фразах типа: «Что-то беспокоит?»,
«Что-то случилось?», «Вы чем-то
встревожены?», «У вас произошло что-то радостное?»;
в стимулирующих фразах, подчеркивающих внимание:
«Да?», «Продолжайте,
продолжайте. Это интересно», «Надо же!», «Понимаю», «Приятно
это слышать» и т. д.;
в невербальных средствах, выражающих заинтересованность: утвердительный
наклон головы, открытая поза, соответствующая мимика.
Все
варианты ответов в технике нерефлексивного слушания должны быть нейтральными,
ободряющими и открывающими.
Рефлексивное слушание – активное слушание, объективная обратная связь
с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного.
Слушать рефлексивно – это значит расшифровывать смысл сообщений,
выяснять их реальное значение.
Техники
рефлексивного слушания:
Выяснение –
состоит в деятельности по уточнению смысла каких-либо высказываний
либо всего сообщения в целом. Это позволяет получить дополнительную
информацию по неясным вопросам, совершенствовать первоначальное
сообщение, т. к. показывает автору, что он выражает свои мысли
неточно. Типовыми фразами и вопросами являются: «Уточните, пожалуйста,
что Вы имеете в виду», «Повторите, пожалуйста, эту часть», «Я не понял»,
«Не объясните ли Вы это еще раз?»
Перефразирование – формулирование той же мысли другими словами. В данном
случае слушающий для проверки понимания смысла и идеи сообщения пытается
выразить мысль автора, используя свои слова, термины, выражения. Это
позволяет получить подтверждение правильности понимания и дает возможность
автору внести коррективы в сообщение. Типовыми словами являются:
«Правильно ли я понял, что…», «Как я понял Вас…», «По Вашему мнению…»,
«Другими словами, Вы говорите…», «Вы считаете, что…»
Отражение чувств состоит в адекватном восприятии и озвучивании слушающим
чувств, эмоционального состояния говорящего. Диалог зависит не столько
от содержания информации, сколько от чувств, установок, эмоциональной
реакции. Для рефлексивного отражения чувств можно использовать
следующие фразы: «Мне кажется, что Вы чувствуете…», «Вы несколько
расстроены…», «Мне знакомы Ваши ощущения…», «Я чувствую, что
Вы…»
Обобщение –
подведение итога, смысла сообщенного говорящим. Обобщение
помогает соединить фрагменты беседы в единое смысловое целое. Это
помогает слушающему убедиться в правильности и точности понимания, а говорящему
оценить, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Типовыми
формулировками могут быть следующие: «Основными выводами, с Вашей
точки зрения, являются…», «Можно ли сказать, что смысл Вашей речи состоит…», «Если
подытожить сказанное Вами, то…», «Правильно ли я понял, что Вашими основными
идеями являются…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий