Кто главнее?

Приём “Хорошо-плохо” или "Кто главнее?"
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
§  умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
§  умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
§  умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». 
Вариант 2
Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3
Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
Вариант 4
Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

Пример1.
Игровой прием «Кто главнее?»

Такой прием эффективен, например, при изучении темы «Архитектура компьютера» (8 класс) или «Составляющие компьютера и их назначение» (5 класс) и других.
Описание. Перед проведением игры «Кто главнее?» учащимся предлагается воспользоваться методом рефлексивных инверсий (вживания в роль). 
Учитель раздает карточки с названием той роли, которую им придется играть и сопровождает это словами: «Представьте, что вы попали в компьютерную страну и превратились в часть аппаратной составляющей компьютера. Расскажите о себе? Какую доброе дело в этой стране вы выполняете? Почему без вас эта страна не смогла бы существовать?»
Когда ученики представили себя (этот процесс может быть осуществлен путем создания и представления электронной презентации или доклада), учитель ставит для них проблемную ситуацию. «Выберите среди вас главного. Объясните свой выбор.»
Особенностью этого приёма является то, что его реализация позволяет педагогу диагностировать эмоционально-психологическое состояние взаимоотношений коллектива и положительно повлиять на их развитие. 
Главным выводом после проведения рефлексивной дискуссии является то, что только настоящая дружба может быть главной, только в слаженной сотрудничества всех составляющих компьютера возможна его эффективная работа.
 Пример2.
Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.
Пример 3.
Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.
Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.
Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...
и т.д.
Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.
У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.
Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.
Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.
У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.
Д (судьи): сделать портфель на колесиках. и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий