Рефлексивные дебаты

Формирование потребности в рефлексии у учащихся посредством дебатов
Цель: сформировать потребность в рефлексии.
Содержание этапа: создание проблемной ситуации (это может быть содержательного или поведенческого типа ситуация). На данном этапе педагогу необходимо продемонстрировать несоответствие реальной ситуации и «идеальной», в которой участвуют воспитанники ( под «идеальной» будет подразумеваться ситуация, которая могла бы быть при лучших условиях или лучшем выполнении каждым участником своих ролей, обязанностей, нагрузок). Это называется проблематизацией. При необходимости можно моделировать «кризисную» ситуацию.
Описание средств: Во-первых, с помощью вопросов типа: какие проблемы сейчас вы видите, что необходимо сделать, чтобы решить их, как вы себе представляете, как это должно быть, почему это не так и т.д. Во-вторых, это может представляться в виде имитационной игры. В-третьих, используя технологию «мозгового штурма».
«Дебаты — это инновационная программа, которая предлагает технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся через включение их в дебатный процесс»[2]. 
Основной характеристикой дебатов является наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения. Дебаты начинаются с объявления темы турнира. Затем каждая команда (утверждающая команда и отрицающая команда) пытаются убедить нейтрального судью, представляя свою систему доказательств (кейс). Для этого они должны не просто выступить с речами, но и защищать свою позицию с помощью аргументов, а также опровергать аргументы своих оппонентов, сравнивать свою позицию с позицией другой стороны и таким образом убедить судью в своем превосходстве.
Таким образом, дебаты представляют собой достаточно объемный и цикличный процесс, который включает:
  • процесс подготовки;
  • непосредственно дебаты;
  • последебатный анализ;
  • деятельность, направленную на усовершенствование дебатных навыков.
А теперь, я думаю, вполне логичными будут вопросы: «Каким образом включают друг друга дебаты и рефлексия? Где конкретно мы видим процесс рефлексии в дебатах?»
Рассмотрим дебатный процесс:

  1. Исследование темы:
  • поиск информации;
  • анализ информации;
  • построение рабочей линии.
  1. Построение кейса:
  • исследование на жизнеспособность кейса;
  • анализ кейса;
  • ликвидация недочетов.
  1. Отработка дебатных навыков:
  • исследование собственно дебатных умений и навыков;
  • определение навыков и умений, которые необходимы конкретному дебатеру;
  • построение схемы действий для наработки необходимых навыков.
Видно, что процесс рефлексии наблюдается в анализе информации, построении рабочей линии заданной темы, анализе кейса и других пунктах дебатного процесса.
Теперь может возникнуть очередной вопрос: «Зачем нужна постоянная рефлексия? В чем ее необходимость?» Конечно, можно привести аналогию: зачем мы вообще думаем… но ведь в том то и дело, что просто мышление может быть разнообразным: логическим, ассоциативным и т.д., а рефлексия — это всегда логически организованное мышление, которое от эмоционального, например, отличается большей эффективностью конечного результата.
Далее рассмотрим организацию процесса постоянного тренинга рефлексии через дебаты. Развивать рефлексивную деятельность можно с помощью системы вопросов, а также тренингов и упражнений.
Например, система вопросов:
  • провоцирующих ситуацию затруднения в действиях или рассуждениях дебатеров;
  • отслеживающих ситуацию «здесь и сейчас» (Что сейчас здесь происходит? Подумайте почему тот или иной дебатер себя подобным образом ведет, таким образом говорит и т.д.) ;
  • опережающих ситуацию «здесь и сейчас» (Что будет, если…)
Тренинги могут быть направлены на рефлексию собственно дебатных навыков; на умение анализировать текст, кейс, судейские записи и т.д. Например, тренинг «Рефлексия судейских записей».

Цель: рефлексия действий дебатера на игре.
Необходимые материалы:
  • судейский лист (запись судьи о том, как работал дебатер на игре);
  • чистая бумага для записей дебатера.
Действия:
  1. Прочтение замечаний судьи.
  2. Восстановление по памяти игры и своей собственной работы.
  3. Восстановление замечаний — анализа судьи после игры.
  4. Анализ причин:
    • почему судья сделал такой вывод по игре;
    • рабочая линия игрока;
    • сопоставление двух видений одного и того же процесса;
    • формулировка причин, вызвавших непонимание судьи или не совсем удачное действие игрока.
  5. Построение плана для избегания подобных ошибок на следующей игре.
Когда эта процедура, тренинг, достаточно регулярна, дебатер в последующем может проводить ее самостоятельно и достаточно быстро, т.е. постоянно: на игре, после игры, до игры. Это и есть рефлексия. И это и есть систематизация мышления воспитанников. Причем «корень зла» (кто виноват в неудаче) обычно либо смещается, либо перестает существовать в сознании ребят. На первый план выступает цель саморазвития.
Таким образом, мы можем говорить, что технология дебатов предполагает по своему содержанию «выращивание» рефлексивной компоненты у учащихся. Следует также отметить, что содержание дебатной технологии сохраняется, а содержание материала постоянно меняется, что позволяет довести рефлексивные процедуры до устойчивых навыков. В том случае, если рефлексия становится постоянным атрибутом мышления человека, мы можем говорить о том, что реально существует способность к саморазвитию. Теперь человек самостоятельно будет выступать для себя как в роли автора, критика, проектировщика, так и в роли организатора коммуникативных, согласовательных процессов, а в последующем, при необходимых усилиях, может владеть и методологическим мышлением.
Использованные источники:
  1. Анисимов О.С. Основы общей психологии. — М., 1989. — 287 с
  2. Дубровин Е.В. Дебаты: проблемы, исследования и перспективы. — Новосибирск, 2007. — 252 с.
  3. Сажнева А.А. Развитие рефлексивной деятельности у старшеклассников через дебатную технологию.Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/598989/

Комментариев нет:

Отправить комментарий